Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.
Сегодня уже не нужно проводить специальные исследования, чтобы утверждать, что коррупция подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества к власти и государственным органам. И кроме того, она способствует росту организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человечества. Масштабы этого негативного явления таковы, что противостоять ему можно только единым фронтом на всех направлениях жизнедеятельности государства при наличии совершенной правовой базы и контроля со стороны общественных институтов.
В 2016 году прокуратурой района проведено 23 проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления и иных учреждениях. По результатам проведения проверок выявлено 69 нарушений федерального законодательства, внесено 5 представлений, по результатам рассмотрения 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, советом депутатов одного из поселений района принято решение о сложении полномочий депутата, в связи с неисполнением законодательства о противодействии коррупции, коррупциогенные факторы выявлены в 8 нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Также по результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлен факт хищения чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, материал проверки направлен в орган предварительного расследования в порядке ст. 37 УПК РФ для принятия процессуального решения.
Прокуратура – это единственный орган, который обладает надзорными полномочиями за исполнением законодательства должностными лицами всех ветвей власти, иными словами - чиновниками всех уровней власти. И главное, прокуратура владеет установленными законом инструментами по принуждению должностных лиц к устранению и предотвращению нарушений в коррупционной сфере. Или же ставит перед следственными органами вопрос об уголовном преследовании за совершение коррупционных преступлений и поддерживает государственное обвинение при рассмотрении таких уголовных дел в судах. Всё это позволяет говорить, что органам прокуратуры отведена существенная роль в противодействии коррупции. Однако, вполне понятно, что наша работа невозможна без оперативно-розыскной деятельности органов полиции и федеральной безопасности, а также других оперативных служб. Значительная роль законодателем сегодня отведена и органам следствия при проведении предварительного расследования по делам данной категории. Как известно, коррупционные преступления относятся к наиболее сложным в процессе доказывания вины и классифицируются как наиболее общественно-опасные деяния. Именно поэтому только при активном взаимодействии всех правоохранительных органов, прокуратуры, государственных и общественных институтов возможно поставить надежный заслон коррупционным проявлениям.
Прокурор района
старший советник юстиции В.В.Гущин
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Одной из наиболее распространенных форм коррупции является взятка, то есть получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Статьей 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за дачу взятки, предусматривающая наказание в виде штрафа в размере до девяностократной суммы взятки либо лишения свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Во взаимоотношениях между коммерческими организациями наиболее распространенной формой коррупции является коммерческий подкуп, то есть незаконные передача (получение) лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Статьей 204 УК РФ установлена уголовная ответственность за коммерческий подкуп, предусматривающая наказание в виде штрафа до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.
Лицо, давшее взятку либо передавшее коммерческий подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Некоторые признаки поведения должностного лица, которые могут восприниматься как просьба о даче взятки:
- употребление слов, выражений и жестов, которые могут быть восприняты как просьба (намек) о даче взятки, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «ну что делать будем?»;
- обсуждение определенных тем, таких как Низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд, желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку, отсутствие работы у родственников служащего, работника, необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.;
- разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги, т.е. никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;
- в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);
- сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю;
- чиновник может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель;
- вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.
Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам вымогательства взятки.
Ваши действия в случае вымогательства или провокации взятки (подкупа):
- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп;
- внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
- поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа;
- не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.
Старший помощник прокурора
юрист 3 класса Ю.А.Башкисер
В современном мире коррупция приобрела черты наиболее опасного социально-негативного и распространенного явления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается:
- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
- совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Уголовный кодекс Российской Федерации разграничивает взяточничество на получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).
Взяточничество - преступление особого рода, и оно не может быть совершено одним лицом, а требует взаимодействия по крайней мере двоих - того, кто получает взятку, и того, кто ее дает.
Давать взятку опасно, поскольку законом на государственных и муниципальных служащих возложена обязанность уведомлять работодателя и органы прокуратуры о фактах его склонения к совершению коррупционного преступления.
Выполнив требования вымогателя и не заявив о факте дачи взятки в компетентные органы, вы можете оказаться привлеченным к уголовной ответственности наряду с взяточником при выявлении факта взятки правоохранительными органами.
Важно понимать - каждый человек свободен в выборе своего решения. Но мы призываем граждан, которые располагают информацией о противоправных действиях со стороны сотрудников органов внутренних дел, не бояться коррупционеров, а обращаться:
- в оперативно-розыскную часть собственной безопасности УМВД России по Оренбургской области по адресу: г. Оренбург, проспект Парковый, д. 6;
- по телефону доверия УМВД России по Оренбургской области 8 (3532) 79-10-00;
- в любое территориальное отделение (отдел) полиции.