Вы здесь: Главная | Противодействие коррупции | Методические материалы

Методические материалы

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией


Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

Сегодня уже не нужно проводить специальные исследования, чтобы утверждать, что коррупция подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества к власти и государственным органам. И кроме того, она способствует росту организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человечества. Масштабы этого негативного явления таковы, что противостоять ему можно только единым фронтом на всех направлениях жизнедеятельности государства при наличии совершенной правовой базы и контроля со стороны общественных институтов.

В 2016 году прокуратурой района проведе­но 23 проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления и иных учреж­дениях. По результатам проведения проверок выявлено 69 на­рушений федерального законодательства, внесено 5 представлений, по результатам рассмотрения 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, советом депутатов одного из поселений района принято решение о сложении полномочий депутата, в связи с неисполнением законодательства о противодействии коррупции, коррупциогенные факторы выявлены в 8 нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Также по результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлен факт хищения чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, материал проверки направлен в орган предварительного расследования в порядке ст. 37 УПК РФ для принятия процессуального решения.

Прокуратура – это единственный орган, который обладает надзорными полномочиями за исполнением законодательства должностными лицами всех ветвей власти, иными словами - чиновниками всех уровней власти. И главное, прокуратура владеет установленными законом инструментами по принуждению должностных лиц к устранению и предотвращению нарушений в коррупционной сфере. Или же ставит перед следственными органами вопрос об уголовном преследовании за совершение коррупционных преступлений и поддерживает государственное обвинение при рассмотрении таких уголовных дел в судах. Всё это позволяет говорить, что органам прокуратуры отведена существенная роль в противодействии коррупции. Однако, вполне понятно, что наша работа невозможна без оперативно-розыскной деятельности органов полиции и федеральной безопасности, а также других оперативных служб. Значительная роль законодателем сегодня отведена и органам следствия при проведении предварительного расследования по делам данной категории. Как известно, коррупционные преступления относятся к наиболее сложным в процессе доказывания вины и классифицируются как наиболее общественно-опасные деяния. Именно поэтому только при активном взаимодействии всех правоохранительных органов, прокуратуры, государственных и общественных институтов возможно поставить надежный заслон коррупционным проявлениям.

 

Прокурор района

старший советник юстиции В.В.Гущин

Коррупция

Коррупция - злоупотребление служебным положени­ем, дача взятки, получение взятки, злоупотребление пол­номочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и го­сударства в целях получения выгоды в виде денег, ценно­стей, иного имущества или услуг имущественного харак­тера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды ука­занному лицу другими физическими лицами. Коррупци­ей также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Одной из наиболее распространенных форм коррупции является взятка, то есть получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных иму­щественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полно­мочия должностного лица либо если оно в силу должност­ного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или по­пустительство по службе.

Статьей 291 УК РФ установлена уголовная ответствен­ность за дачу взятки, предусматривающая наказание в виде штрафа в размере до девяностократной суммы взятки либо лишения свободы на срок до двенадцати лет со штра­фом в размере семидесятикратной суммы взятки.

 

Во взаимоотношениях между коммерческими органи­зациями наиболее распространенной формой коррупции является коммерческий подкуп, то есть незаконные пе­редача (получение) лицу, выполняющему управленче­ские функции в коммерческой или иной организации, де­нег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Статьей 204 УК РФ установлена уголовная ответствен­ность за коммерческий подкуп, предусматривающая нака­зание в виде штрафа до девяностократной суммы коммер­ческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикрат­ной суммы коммерческого подкупа.

Лицо, давшее взятку либо передавшее коммерческий подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) рас­следованию преступления и либо имело место вымога­тельство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Некоторые признаки поведения должностного лица, ко­торые могут восприниматься как просьба о даче взятки:

-          употребление слов, выражений и жестов, которые мо­гут быть восприняты как просьба (намек) о даче взятки, на­пример: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «ну что делать будем?»;

-          обсуждение определенных тем, таких как Низкий уро­вень заработной платы служащего, работника и нехват­ка денежных средств на реализацию тех или иных нужд, желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку, отсутствие работы у родственников служащего, работни­ка, необходимость поступления детей служащего, работ­ника в образовательные учреждения и т.д.;

-          разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных пред­ложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему де­нег или оказания какой-либо услуги, т.е. никакие «опас­ные» выражения при этом не допускаются;

-          в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в дру­гом месте);

-          сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю;

-          чиновник может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в ка­бинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель;

-          вымогатель взятки может переадресовать продолже­ние контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Признаки коммерческого подкупа аналогичны при­знакам вымогательства взятки.

Ваши действия в случае вымогательства или провока­ции взятки (подкупа):

-          вести себя крайне осторожно, вежливо, без заиски­вания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп;

-          внимательно выслушать и точно запомнить постав­ленные Вам условия (размеры сумм, наименование това­ров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность реше­ния вопросов);

-          постараться перенести вопрос о времени и месте пе­редачи взятки до следующей беседы или, если это невоз­можно, предложить хорошо знакомое Вам место для сле­дующей встречи;

-          поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа;

-          не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взят­кополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.

  

Старший помощник прокурора

юрист 3 класса                                              Ю.А.Башкисер